Штрихи к портрету Леонида Баулина

       Прежде чем сдружиться с супружеской четой Баулиных, я имел счастье наблюдать за ними. Это красивые люди. Такой свет могут излучать только гармоничные пары, такими я их и воспринимал. Художник и Женщина, выполняющая Богом данную миссию жены.

       Говорить о Баулине сегодня особенно ответственно. Мы перешагнули в новый век, даже тысячелетие, пережили крушение большой страны, смену исторических формаций. В эпоху перемен каждый в одиночестве несет сокрытое в глубинах души. Но и на поверхности присутствуют и остаются характерные черты общественной жизни.

       Леонид Баулин – один из ярких представителей поколения «шестидесятников», и, думается, таких людей больше не будет. Это тип русских пламенных идеалистов, физиков-лириков, жаждавших сажать яблони на Марсе. Леня всегда был направлен к высокой цели, к развитию. Он один из представителей «коммунизма без партийности и пролетарской революции», космического видения поэтизированного мира. Баулин селекционировал сорта «марсианских яблок» как в общении, так и на холстах. Он пользовался векторами Кандинского, Малевича, Шагала, французских постимпрессионистов Дерена, Пикассо. Но право на эксперимент имеет художник, владеющий классической живописью. Леонид Баулин владел. И экспериментировал, вернее, импровизировал.

       Меня всегда восхищала разносторонность Леонида, роднящая его с человеком эпохи Возрождения, словно бы в нем, «шестидесятнике» по духу, сошлись яркие качества представителей разных эпох. Он тонко чувствовал язык всех видов искусств. Эта широта, всеохватность интереса к жанрам, стилям, любопытство к миру и его образному отражению с неистощимой энергией пульсировала в нем, вовлекала и увлекала всех, попадавших в его орбиту. Мир в красках, звуках, ритмах был его художнической сущностью. Он тяготел к комплексному решению. Оформляя множество интерьеров, обдумывал каждую деталь – от шрифтового плаката (был замечательным каллиграфом) до монументальных росписей.

       Преподавая в художественной школе, Леонид научал видеть образ и помогал учиться творить. Его отличало бережное, чуткое отношение к другим – качество, присущее настоящему интеллигенту. Спустя годы бывшие студенты художественной школы вспоминают, какой мощной была атмосфера творческого развития при Баулине.

       Я знал Леонида Баулина в период его творческой зрелости. Некоторое время мы были соседями, и, случалось, ходили друг к другу в гости. Запомнился один вечер, который мы провели у меня на кухне. Бывают такие моменты жизненной полноты: горит неяркий свет, в бокале играет вино, в чашках – густой чай, а за окном безмолвный город. Леня был в поэтическом ударе, а я, признательный слушатель, явился именно тем человеком, который ему был нужен в это время. Казалось, сама ночь нанизывала на хрустальный стебель ритмы и звуки. Импровизации, целые поэмы посвящались тому, что было вокруг: вину, небу, чаю, кухонному столу, окну и собеседнику. Поэтические пассажи, исполненные то радостью, то грустью, заполняли пространство. Не знаю, озаботился ли он что-нибудь записать. В нем жила неистребимая потребность раздаривать себя в живописи, музыке, поэзии, и при этом творческая энергия мастера всегда направлялась на создание образов, главнейшим качеством которых была ГАРМОНИЯ.

 

(Текст напечатан в Провинциальном альманахе  «HRONOS »  №5. Даугавпилс, 2004. Стр. 105-108).