Выставка в Вильнюсе «Культура старообрядцев стран Балтии: иконопись, книжность, традиции церковного пения».

Осенним вечером над улицей Саулес моросило низкое небо. Свет фонарей клубился в мокрых ветвях, отражался в неровностях асфальта. По вечерней улице брели двое. Истекал 2003 год. Запланированное – что свершилось, что приближалось к окончанию. О зиме думать не хотелось – переживем. Жизнь мыслится с весны. Потеплеет. Будет солнце, движение соков и чистых талых вод. Будут новые заботы и работа. Пора планировать – что творить. Вспомнилось, что двенадцать лет назад, заканчивая дипломную работу «Культура старообрядческого населения Латгалии» в Латвийской Государственной Академии художеств, автор надеялся «на успешность дальнейшего изучения, постижения и развития старообрядческой культуры как неотьемлемой и особенной части европейской культуры». Закрытость староверов быстро не проходит. Чуть приоткроются, и опять – на замок. Но в землю закапывать Богом данное – грешно! Надо организовать международную выставку старообрядческой культуры, в которой открылась бы и история, и современность иконописной, книжной, певческой культуры староверов Латвии, Литвы, Эстонии и Польши. и рамышляли вслух – даугавпилсский художник и филолог Вильнюсского университета. А еще с ними были вера, надежда, любовь…

Замысел, родившийся в Даугавпилсе, начал обрастать плотью в стенах Русского культурного центра Литвы. Идею международной выставки поддержал директор Центра по изучению безгосударственных культур Исторического факультета Вильнюсского университета, специалист по истории староверия Григорий Поташенко. Оказалось, что несколько лет назад он вынашивал похожую мысль – выставки культуры староверия в Литве. Директор Литовского художественного музея Ромуальдас Будрис, родом из деревни, где бок о бок на протяжении нескольких веков жили в мире и согласии староверы и литовцы, обещал всяческую помощь и поддержку в организации и проведении выставки. В исполнительный комитет, кроме Елены Коницкой, Григория Михеева и Григория Поташенко, вошли заместитель директора Литовского художественного музея Витаутас Бальчюнас, специалист по староверческой рукописной и старопечатной книжной традиции доцент кафедры славянской филологии Вильнюсского университета Надежда Морозова, искусствовед Литовского художественного музея Даля Тарандайте, вильнюсский иконописец Георгий Яковлев.

10 марта 2005-го года в Литовском Художественном музее на берегу реки Нерис, у подножия горы Гедимина, в самом сердце Вильнюса состоялось открытие выставки1, поразившее даже видавших виды работников этого крупнейшего культурного центра Литвы. Необычность вернисажа состояла не столько в том, что на мероприятии присутствовали члены Сейма Литвы, представители Литовского министерства культуры, Вильнюсского самоуправления, сколько в своеобразии нескольких сотен гостей, заполнивших залы музея. Из привычной европейскому глазу публики выделялись седобородые старцы, пожилые женщины в платках, молодые люди с какой-то особенной печатью на лицах и со степенным спокойствием умных, мягко светящихся достоинством и добротой глаз. И отношение их к выставке было не привычной в музейных залах смесью любопытства и восхищения, а естественным пребыванием в органичном окружении и особенной, духовной связью с книгами, иконами, фотографиями, расположенными на стенах и в витринах просторного светлого зала. Пожалуй, впервые выставка, рассказывающая о культуре этноконфессионального меньшинства, сопровождалась таким массовым участием живых носителей этой культуры.

Сто дней не прекращался поток посетителей. Особенно много их становилось в дни вечеров, посвященных разным сторонам старообрядческой культуры: лекций об иконописи, о традициях духовных стихов и книжной культуре; встреч с современными иконописцами из Латвии и Литвы; выступлений хоров староверческих общин – Вильнюсской, Даугавпилсской (Новостроенской), Рижской Гребенщиковской; показа кинофильмов о староверах эстонского Причудья, Латвии (Резекне), Литвы. Эти встречи показали современное состояние и сохранность культуры, духовных основ бытия, на которых строится жизнь старообрядцев.

В просторном, высоком зале музея стояла особая, удивительная атмосфера. Пространство и время изменили привычные свойства и открылись глубиной и вечностью. Но не восхищающими неземными масштабами, а излучающими мягкий свет небесной любви, обращенной к тебе – представшему перед ликом Господним и открывающимися твоим глазам, твоему сердцу. Имеющий очи – увидит, имеющий уши – услышит, имеющий сердце – уразумеет. Икона – окно в мир горний, «умозрение в красках». Полтысячелетия светится образ Спаса Нерукотворного на иконе XVI века из собрания Государственного художественного музея Латвии. Полтысячелетия простерты над миром руки распятого Спасителя на иконе из собрания А. Балыко. Четыре столетия обращаются очи христиан к образам Троицы, Распятия, Преподобной Марии Египетской на иконах XVII века из Музея истории Латвии. В иконах, как и в Библии, отражен весь мир, сотворенный Господом. И – не в сиюминутных, преходящих состояниях, а в метафизических, сущностных категориях и свойствах. Не противоречивое смятение любви и тревоги, обращенное к сыну, а скорбь знания всего тернистого пути человеческой жизни, освященная любовью (которая «…все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает…») на лике Богородицы. Малое пространство иконной доски вмещает в себя и передает огромное количество информации. На небольшой иконе «Огненное восхождение Ильи Пророка» (27х21 см.) из I-ой Даугавпилсской (Новостроенской) старообрядческой общины в лаконичной красоте композиции представлен пророк со сценами жития, описание которых занимает несколько глав в Третьей и Четвертой книгах Царств Ветхого Завета! Особая гордость балтийских староверов – иконы, написанные режицким и причудским иконописцем и наставником Гавриилом Фроловым (1854-1930), представленные на выставку Резекненской кладбищенской старообрядческой общиной, и иконы вильнюсского иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова, до 1993 года писавшего иконы для староверов всей Балтии и обучившего мастерству даугавпилсского иконописца Николая Портнова и вильнюсского иконописца Георгия Яковлева, чьи иконы также представлены на выставке. Традиция рублевского письма находит продолжение в иконах даугавпилсского художника Григория Михеева. Можно бесконечно говорить о содержании старообрядческой культуры и ее памятниках, но не стоит скользить по поверхности: это бывает приятно, но в культуру надо входить, как рожденный входит в жизнь.

Современный человек привык, что все течет, все меняется. Храмы золотому тельцу возносятся выше церквей, костелов, кирх и синагог. Старинные книги и иконы все чаще не служат обращению человека к Высшему, а оцениваются человеком как эквивалент денег и, если не сулят выгоды, то убираются с глаз долой – в чулан или на свалку. Как темна бывает душа человека в свете прожекторов, брызгах шампанского и блеске удобной, полезной и красивой техники! Но ничто не вечно… В вихре сменяющихся форм и отношений, течений моды, стилей, вкусов и пристрастий мы неизбежно что-то теряем, не всегда замечая утраты. А культура староверов удивляет сохранностью и мудростью знания взаимосвязи формы и содержания. Культура старообрядчества – это, прежде всего, почитание Света, обращенность к всеобъемлющей Истине, к единству мироздания и основ бытия, выраженная в символе веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…». Обращенность к Сущему, соотносимость своей частной человеческой природы с миром истинным, осуществляемое в молитвенном общении, – необходимое условие гармоничной жизни, сохранения культуры.

Уровень современной, христианской в основах, европейской культуры и степень воцерковленности ее носителей дают нам повод и основания для рассуждений и рассмотрения частных аспектов единого комплекса: человек – культура – Церковь. Не претендуя на всеохватность и полную объективность, надеемся на полезность и неложность некоторых рассуждений. Постараемся не забывать, что природа познания двоична. Отведав запретный плод, человек получил возможность не знания, а познания, разделяющего мир на добро и зло, на бытие и не-бытие, стал смертен. Но не утратил возможности жизни. Бремя смертности за первородный грех актом Боговочеловечения, Распятия и Воскресения Господь снял с человека. Но человек не стал бессмертным, не лишен свободы воли и не утратил двоичности познания. Он волен принимать Богосозданный мир с любовью или без оной, волен переделывать этот мир по своему личному разумению, соответственно своей двоичности. Впрочем, двоичной системы человеку уже недостаточно…

По европейскому летоисчислению идет 2005-й год от Рождества Христова. Мы на 2 тысячелетия отдалились от Боговочеловечения. С каждым днем это отдаление увеличивается. Конечно, пространство расширяется, но, чем дальше от Света Истины, – тем глубже во тьму. Нарастает освобождение от традиционных ценностей, распадение изначальных целостностей. Заметен процесс так называемой атомизации, освобождения от традиционных «молекулярных» связей. Увеличивается опасность преступить черту, за которой распадаются гармонические и органические структуры и начинается затухание жизни, хаос смерти или неуправляемая реакция ядерного распада. Как пример – Хиросима, как возможность – экологическая катастрофа. Демократизация общества сопровождается увеличением степени свободы личности и ростом иллюзии независимости индивидуумов и сообществ от мироздания и от традиций культуры, от Бога и от родителей, даровавших нам самое жизнь и все ее блага. Наша культура сопровождается познанием законов объективного мира материальной действительности, которое формулируется в частных науках. Научное познание способствует материальному благополучию и удобству реализации меркантильных интересов. Но законы, объясняющие и упорядочивающие причинно-следственные связи, отношения и меры более высокого порядка, в этих науках не формулируются. Свойство психики многих современных людей таково: то, чем человек не может владеть и пользоваться в личных интересах, им игнорируется и отторгается. Грех гордыни объявил человека высшей ценностью, заместил Бога человеком и присвоил человеку лавры «творческого преобразователя действительности», подменяя христианство демократическим гуманизмом. Человек – Божье творение, но не бог и, как носитель двоичности, оставляет желать лучшего. Человек несовершенный перекраивает мир под себя. Он упрямо стремится к творческому преобразованию действительности, часто нарушая законы высшего порядка, что чревато разрушением стабильности мироздания. Любое, так называемое «прогрессивное», воздействие на изначально Богоданную реальность, не поддерживающее, не воспроизводящее, не продлевающее ее жизнедеятельность, а ее нарушающее или прекращающее, есть (христианским языком говоря) грех, убийство. Чтобы не преступить, надо вспомнить изначальные, формообразующие основания и связи цивилизации, строившейся на христианских ценностях.

Разделения, реформации, модернизации, мутации иногда с легкостью, но часто давящими катками прокатывались по судьбам людей, поколений и народов, отдаляя их от основ христианства. Но православная культура, сосуществующая на балтийских землях с языческими, католическими, лютеранскими и иудейскими общинами, много столетий сохранялась под польско-литовской короной со времен первых княжеств. В 1940-ом году в Латвии насчитывалось 89 старообрядческих общин, в том числе на нынешней территории Даугавпилса было 8 старообрядческих общин, в Даугавпилсском уезде – 27 и 6 в Илукстском уезде. Древлеправославная культура обогатила земли Балтии и, хочется надеяться, жизнь этой культуры продолжится, что возможно только при условии ее постоянного воспроизводства.

А утраты последних десятилетий заставляют беспокоиться. Многие храмы ограблены. Из живой культуры староверов изъято большое число икон и книг. Экономическое положение общин и семей в Латгалии весьма тяжелое. Если в условиях нарастающей секуляризации общества и глобализации нашей культуры мы не сумеем сохранить золотой фонд европейской христианской культуры – староверие, то нам придется довольствоваться поговоркой: что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Закончилась выставка. Участники разъехались по домам, в разные города, в разные страны. На дворе опять осень. Над улицей Саулес вновь моросит серое небо. И вновь художник и филолог истирают обувь по шероховатостям асфальта. Время писать статьи для будущего издания - «Культура старообрядцев стран Балтии», которое выйдет в литовском издательстве «Кронта». Это будет уже в следующем, 2006-ом году, когда опять потеплеет, будет солнце, движение соков и чистых талых вод. Будут новые заботы и работа «по дальнейшему изучению, постижению и развитию старообрядческой культуры как неотьемлемой и особенной части европейской культуры»…

 

1. На выставке были представлены: иконы из собраний Государственного Художественного музея Латвии, Музея истории Латвии, Даугавпилсского краеведческого и художественного музея, I-ой Даугавпилсской (Новостроенской) старообрядческой общины, Резекненской кладбищенской старообрядческой общины, даугавпилсских иконописцев Григория Михеева и Николая Портнова, Литовского художественного музея, Литовского национального музея, Вильнюсской старообрядческой общины, вильнюсского коллекционера Андрея Балыко, вильнюсского иконописца Георгия Яковлева, Музея Вармии и Мазур (Польша); литье из собраний Государственного Художественного музея Латвии, Рижской Гребенщиковской общины, Резекненской кладбищенской старообрядческой общины, даугавпилсского мастера Владимира Коломажникова, Литовского художественного музея, Литовского национального музея, вильнюсского мастера Захарова; книги из собраний Даугавпилсского краеведческого и художественного музея, I-ой Даугавпилсской (Новостроенской) старообрядческой общины, Литовского национального музея, Вильнюсской старообрядческой общины; церковная утварь и одежда из собраний Резекненской кладбищенской старообрядческой общины, Центра русской культуры (Дом Каллистратова, Даугавпилс), Вильнюсской старообрядческой общины; фото и архивные материалы из собраний Рижской Гребенщиковской общины, Вильнюсской старообрядческой общины, вильнюсского фотомастера Василия Дегтярева.

 

(Текст написан в соавторстве с Еленой Михайловной Коницкой и напечатан в Провинциальном альманахе  «HRONOS» №7. Даугавпилс, 2005. Стр. 109-112.

Здесь воспроизводится с небольшими изменениями).